Святая Терра

0

Волшебное письмо

Лоуренс Гаднер «Царства властителей колец»

После уничтожения Александрийской библиотеки подобные бесчинства творились в гаэльских королевствах и других частях Ев­ропы. Епископы и монахи перепи­сывали историю и учили ей зано­во в соответствии с самопровозг­лашенными доктринами церкви. Из-за повсеместного уничтожения письменных хроник и манускрип­тов этот период стал известен как «темные века», но клирики IV века не могли и представить, что когда- нибудь будут обнаружены другие библиотеки — еще более древние архивы, затерянные в песках пус­тыни задолго до разграбления Александрии. Возможно, наиболее выдающимися из них являются египетские архивы фараона Амен­хотепа III, правившего около 1400 года до н. э., и великая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипа- ла (668—631 гг. до н. э.), открытая в Ниневии в 1845 году ведущим британским ассирологом Генри Роулинсоном.

Суть наиболее важного открытия Роулинсона (по отношению к нашему исследованию) была изло­

жена в его выступлении на заседа­нии Королевского Азиатского об­щества в 1853 году. Рассказывая об особенностях памятников древневавилонской и ассирийской письменности, которые он рас­шифровывал, Роулинсон объявил, что ему удалось обнаружить еще более древнюю письменность, не принадлежащую к семитскому типу, которую он определил как «вероятно скифскую».

Это мнение сразу же было оспорено другими учеными, по­скольку старейшей письменнос­тью в мире считалась шумерская. Они решили назвать новую пись­менность аккадской (Аккад — бо­лее раннее название Вавилонского царства), но, как указал Роулин­сон, скифы были одними из древ­нейших обитателей Аккада, а по тому «можно предположить, что они изобрели клинописное пись­мо». Невзирая на высокую науч­ную репутацию Роулинсона и его неоспоримые знания в области лингвистики, историки проигно­рировали его компетентное мне­ние, но, как выяснилось, он был абсолютно прав. Дошумерский текст был обнаружен в 2500 кило­метрах к северо-западу от Месо­потамии, в горах Трансильвании, знаменитых благодаря легендам о графе Дракуле и культе вампиров.

Самые ранние образцы месопо­тамского пиктографического пись­ма, предшествовавшего собствен­но шумерской клинописи, имеют возраст немногим более 5500 лет (ок. 3500 г. до н. э.). Они были обнаружены при раскопках шумерского города Урук и в Джемдет- Наср, между Багдадом и Вавило­ном, где оксфордский ассиролог Стивен Лэнгдон в 1925 году сде­лал ряд важных открытий. Но, со­гласно подробной статье в журна­ле «Scientific American» (май 1968), еще более важная находка была сделана на Балканах. Под куль­турным слоем старинной деревни Тэртерия в Трансильванском ре­гионе Румынии были обнаружены глиняные таблички с пиктографи­ческими надписями. Результаты радиоуглеродного анализа и стра­тиграфические исследования по­казали, что найденные таблички гораздо старше самых ранних шу­мерских образцов — возможно, более чем на 1000 лет. Но это было не единственной неожидан­ностью: некоторые символы ока­зались практически идентичны позднее появившимся в Месопо­тамии! Само название «Ур» (сто­лица Шумера, город Ану) про­изошло от скифского слова «Ур», что значит «властитель».

Деревня Тэртерия, располо­женная на берегу реки Муреш, бо­лее чем в ста километрах к югу от трансильванского города Клуж- Напока, в античные времена была знаменита богатыми золотыми россыпями, а ее культура в те да­лекие дни была выдержана пре­имущественно в стиле Винча (5). Люди жили в хижинах, сооружен­ных на каркасе из деревянных ше­стов со стенами из переплетенного ивняка, обмазанного глиной. Этот стиль обычно классифицируется как характерный для неоли тической культуры, что создает об­раз примитивного общества, не­знакомого с металлическими ору­диями. Однако благодаря текстам и многочисленным артефактам, обнаруженным в XX веке, было установлено, что культура Тэрте- рии на самом деле была довольно развитой и во многих отношениях сравнимой с более поздними посе­лениями бронзового века, суще­ствовавшими в других странах. Ныне известно, что ее представи­тели пользовались бронзовыми топорами и другими орудиями, сделанными из меди (6). Такая возможность исключалась еще со­всем недавно, несмотря на свиде­тельство греческого историка Ге­сиода, который в VIII веке до н. э. писал о том, что скифы первыми изобрели обработку бронзы — а бронза представляет собой сплав меди и олова.

Наибольший интерес пред­ставляет то обстоятельство, что жители этого трансильванского региона безусловно состояли в тесном родстве со скифскими «владыками дерева». Их жилища, сделанные из дерева и глины, на­зывались Tepes (произносится «тепеш», сродни «типи» североа­мериканских индейцев) и регу­лярно строились на том же месте по мере того, как сгнивали и раз­рушались предыдущие хижины. Таким образом они большей час­тью жили на курганах, состоящих из наслоений былых эпох, сохра­няя внизу дух своих предков, по­хороненных под домом или в со седних курганах. Это были пред­течи гаэльских королевских пре­столов, известных как Raths (к примеру, ирландский престол на холме Тара). Жители Тэртерии были прародителями многих ас­пектов будущей шумерской куль­туры — даже первоначальной кон­цепции племенной монархии — а их «волшебное письмо» является достаточным доказательством, что в этом отношении они опередили шумеров как минимум на тысячу лет.

Чтобы написать число 10, шу­меры вертикально прижимали к глине круглый конец деревянного колышка, оставлявший круглый отпечаток. Для написания других чисел они добавляли полукруглые отпечатки, прижимая колышек под разными углами, чтобы полу­чались большие и малые полукру­жия. Как можно видеть на сравни­тельной диаграмме, более раннее скифское письмо было практичес­ки идентичным. Для обозначения двух именных слогов, образую­щих имя бога Энки (Enki), шуме­ры пользовались длинной чертой, пересеченной короткими черточ­ками и связанной с символом ре­шетки, состоящей из прямоуголь­ника с несколькими параллельны­ми поперечинами. Эти символы имеют свои аналоги на табличках, обнаруженных в Тэртерии. Суще­ствует много других сходных черт; одной из наиболее порази­тельных являются одинаковые знаки в виде канделябра. Кроме того, и трансильванцы, и шумеры обычно разделяли группы знаков горизонтальными и вертикальны­ми разделительными линиями.

До появления месопотамского стиля письменности, представ­ленного на табличках из Урука или Джемдет-Наср, в этом регио­не существовали лишь грубые пиктограммы, и ничем вроде бы нельзя объяснить его внезапное появление. Однако причина мо­жет быть проста — прибытие ски­фов, которые принесли свою куль­туру и «волшебное письмо». Впос­ледствии этот стиль письменности превратился в регулярное клино­писное письмо, широко распрост­раненное в более поздних шумерс­ких текстах (7). На Балканах не было обнаружено предшествую­щих пиктограмм, и надписи на табличках рассматриваются как уникальный феномен — первона­чальная разновидность того, что впоследствии было названо пере­ходной формой письменности. Также очевидно, что когда «вол­шебное письмо» попало в древ­ний Шумер, вместе с ним пришло искусство изготовления золотых изделий — прямое наследие бога­той золотом Трансильвании. Пер­вые шумерские сокровищницы в царских захоронениях Ура, дати­руемые серединой 4-го тысячеле­тия до н. э., были раскопаны бри­танским археологом Чарльзом Леонардом Вулли и его англо- американской командой в 1920-х годах (8).

При изучении скифской мигра­ции на юг, в Месопотамию, особое значение имеет тот факт, что эти могучие воины, носители трансцендентной Sidhe, называли себя Sumaire, что, как мы уже го­ворили, на древнем гаэльском языке обозначало свернувшуюся кольцами змею. Поэтому не уди­вительно, что их язык был впос­ледствии назван «шумерским» (9), и от этого корня произошло наи­менование целой культуры, офор­мившейся на рубеже 5-го и 4-го тысячелетий до н. э.

Интересно также, что ануннаки были такой же частью наследия Sidhe, как и возникших незадолго до этого месопотамских традиций. Главная резиденция бога Ану находилась не в Шумере, как мож­но было бы ожидать, а в сотнях миль к северу — на побережье Каспийского моря. Сходным об­разом, древний культурный центр Скифополь находился не в той местности, которая обычно называется Скифией, а в Галилее, что указывает на маршрут мигра­ции от побережий Черного моря до прибрежных долин шумерско­го эдема. Сирийцы называли Скифополь Бет-шеан, то есть Дом Силы — иначе говоря, Дом Sidhe (Shean является эквивален­том Sidhean).