Лоуренс Гаднер «Царства властителей колец»
После уничтожения Александрийской библиотеки подобные бесчинства творились в гаэльских королевствах и других частях Европы. Епископы и монахи переписывали историю и учили ей заново в соответствии с самопровозглашенными доктринами церкви. Из-за повсеместного уничтожения письменных хроник и манускриптов этот период стал известен как «темные века», но клирики IV века не могли и представить, что когда- нибудь будут обнаружены другие библиотеки — еще более древние архивы, затерянные в песках пустыни задолго до разграбления Александрии. Возможно, наиболее выдающимися из них являются египетские архивы фараона Аменхотепа III, правившего около 1400 года до н. э., и великая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипа- ла (668—631 гг. до н. э.), открытая в Ниневии в 1845 году ведущим британским ассирологом Генри Роулинсоном.
Суть наиболее важного открытия Роулинсона (по отношению к нашему исследованию) была изло
жена в его выступлении на заседании Королевского Азиатского общества в 1853 году. Рассказывая об особенностях памятников древневавилонской и ассирийской письменности, которые он расшифровывал, Роулинсон объявил, что ему удалось обнаружить еще более древнюю письменность, не принадлежащую к семитскому типу, которую он определил как «вероятно скифскую».
Это мнение сразу же было оспорено другими учеными, поскольку старейшей письменностью в мире считалась шумерская. Они решили назвать новую письменность аккадской (Аккад — более раннее название Вавилонского царства), но, как указал Роулинсон, скифы были одними из древнейших обитателей Аккада, а по тому «можно предположить, что они изобрели клинописное письмо». Невзирая на высокую научную репутацию Роулинсона и его неоспоримые знания в области лингвистики, историки проигнорировали его компетентное мнение, но, как выяснилось, он был абсолютно прав. Дошумерский текст был обнаружен в 2500 километрах к северо-западу от Месопотамии, в горах Трансильвании, знаменитых благодаря легендам о графе Дракуле и культе вампиров.
Самые ранние образцы месопотамского пиктографического письма, предшествовавшего собственно шумерской клинописи, имеют возраст немногим более 5500 лет (ок. 3500 г. до н. э.). Они были обнаружены при раскопках шумерского города Урук и в Джемдет- Наср, между Багдадом и Вавилоном, где оксфордский ассиролог Стивен Лэнгдон в 1925 году сделал ряд важных открытий. Но, согласно подробной статье в журнале «Scientific American» (май 1968), еще более важная находка была сделана на Балканах. Под культурным слоем старинной деревни Тэртерия в Трансильванском регионе Румынии были обнаружены глиняные таблички с пиктографическими надписями. Результаты радиоуглеродного анализа и стратиграфические исследования показали, что найденные таблички гораздо старше самых ранних шумерских образцов — возможно, более чем на 1000 лет. Но это было не единственной неожиданностью: некоторые символы оказались практически идентичны позднее появившимся в Месопотамии! Само название «Ур» (столица Шумера, город Ану) произошло от скифского слова «Ур», что значит «властитель».
Деревня Тэртерия, расположенная на берегу реки Муреш, более чем в ста километрах к югу от трансильванского города Клуж- Напока, в античные времена была знаменита богатыми золотыми россыпями, а ее культура в те далекие дни была выдержана преимущественно в стиле Винча (5). Люди жили в хижинах, сооруженных на каркасе из деревянных шестов со стенами из переплетенного ивняка, обмазанного глиной. Этот стиль обычно классифицируется как характерный для неоли тической культуры, что создает образ примитивного общества, незнакомого с металлическими орудиями. Однако благодаря текстам и многочисленным артефактам, обнаруженным в XX веке, было установлено, что культура Тэрте- рии на самом деле была довольно развитой и во многих отношениях сравнимой с более поздними поселениями бронзового века, существовавшими в других странах. Ныне известно, что ее представители пользовались бронзовыми топорами и другими орудиями, сделанными из меди (6). Такая возможность исключалась еще совсем недавно, несмотря на свидетельство греческого историка Гесиода, который в VIII веке до н. э. писал о том, что скифы первыми изобрели обработку бронзы — а бронза представляет собой сплав меди и олова.
Наибольший интерес представляет то обстоятельство, что жители этого трансильванского региона безусловно состояли в тесном родстве со скифскими «владыками дерева». Их жилища, сделанные из дерева и глины, назывались Tepes (произносится «тепеш», сродни «типи» североамериканских индейцев) и регулярно строились на том же месте по мере того, как сгнивали и разрушались предыдущие хижины. Таким образом они большей частью жили на курганах, состоящих из наслоений былых эпох, сохраняя внизу дух своих предков, похороненных под домом или в со седних курганах. Это были предтечи гаэльских королевских престолов, известных как Raths (к примеру, ирландский престол на холме Тара). Жители Тэртерии были прародителями многих аспектов будущей шумерской культуры — даже первоначальной концепции племенной монархии — а их «волшебное письмо» является достаточным доказательством, что в этом отношении они опередили шумеров как минимум на тысячу лет.
Чтобы написать число 10, шумеры вертикально прижимали к глине круглый конец деревянного колышка, оставлявший круглый отпечаток. Для написания других чисел они добавляли полукруглые отпечатки, прижимая колышек под разными углами, чтобы получались большие и малые полукружия. Как можно видеть на сравнительной диаграмме, более раннее скифское письмо было практически идентичным. Для обозначения двух именных слогов, образующих имя бога Энки (En—ki), шумеры пользовались длинной чертой, пересеченной короткими черточками и связанной с символом решетки, состоящей из прямоугольника с несколькими параллельными поперечинами. Эти символы имеют свои аналоги на табличках, обнаруженных в Тэртерии. Существует много других сходных черт; одной из наиболее поразительных являются одинаковые знаки в виде канделябра. Кроме того, и трансильванцы, и шумеры обычно разделяли группы знаков горизонтальными и вертикальными разделительными линиями.
До появления месопотамского стиля письменности, представленного на табличках из Урука или Джемдет-Наср, в этом регионе существовали лишь грубые пиктограммы, и ничем вроде бы нельзя объяснить его внезапное появление. Однако причина может быть проста — прибытие скифов, которые принесли свою культуру и «волшебное письмо». Впоследствии этот стиль письменности превратился в регулярное клинописное письмо, широко распространенное в более поздних шумерских текстах (7). На Балканах не было обнаружено предшествующих пиктограмм, и надписи на табличках рассматриваются как уникальный феномен — первоначальная разновидность того, что впоследствии было названо переходной формой письменности. Также очевидно, что когда «волшебное письмо» попало в древний Шумер, вместе с ним пришло искусство изготовления золотых изделий — прямое наследие богатой золотом Трансильвании. Первые шумерские сокровищницы в царских захоронениях Ура, датируемые серединой 4-го тысячелетия до н. э., были раскопаны британским археологом Чарльзом Леонардом Вулли и его англо- американской командой в 1920-х годах (8).
При изучении скифской миграции на юг, в Месопотамию, особое значение имеет тот факт, что эти могучие воины, носители трансцендентной Sidhe, называли себя Sumaire, что, как мы уже говорили, на древнем гаэльском языке обозначало свернувшуюся кольцами змею. Поэтому не удивительно, что их язык был впоследствии назван «шумерским» (9), и от этого корня произошло наименование целой культуры, оформившейся на рубеже 5-го и 4-го тысячелетий до н. э.
Интересно также, что ануннаки были такой же частью наследия Sidhe, как и возникших незадолго до этого месопотамских традиций. Главная резиденция бога Ану находилась не в Шумере, как можно было бы ожидать, а в сотнях миль к северу — на побережье Каспийского моря. Сходным образом, древний культурный центр Скифополь находился не в той местности, которая обычно называется Скифией, а в Галилее, что указывает на маршрут миграции от побережий Черного моря до прибрежных долин шумерского эдема. Сирийцы называли Скифополь Бет-шеан, то есть Дом Силы — иначе говоря, Дом Sidhe (Shean является эквивалентом Sidhean).