Непреходящее наследие Толкиена
Лоренс Гарднер «Царства властителей колец»
При изучении «Саги о Вёльсунгах», «Песни о Нибелунгах» и даже предания о кольце Карла Великого становится ясно, что все эти старинные истории имеют общие корни, уходящие во времена древней Скифии и Месопотамии, когда Ану владел Кольцом власти и божественного правосудия. Не менее очевидно, что различные аспекты этой традиции нашли свой путь в средневековые легенды о короле Артуре, впоследствии объединенные Томасом Мэллори в цикл под названием «Смерть Артура». Затем, спустя несколько столетий, появился композитор Рихард Вагнер, возродивший наследие «Песни о Нибелунгах», а поэт и переводчик Уильям Моррис сделал то же самое с «Сагой о Вёльсунгах». Вскоре после этого молодой Дж. Р. Р. Толкиен получил от матери экземпляр «Красной книги сказок» Эндрю Лэнга, где содержалась «лучшая история, которую он когда-либо читал» — история о Сигурде Вёльсинге (см. Carpenter, Humphrey, J. R. R. Tolkien, ch. 2, p. 30). «Прочитав ее, я проникся глубокой любовью к драконам и часто мечтал о них», — говорил он много лет спустя.
Впоследствии, когда Толкиен занимался в колледже лексическими особенностями среднеанглийского языка, его внимание было привлечено к артуровс- кой легенде «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» и другим родственным историям. В возрасте двадцати двух лет он приобрел полное издание эпической «Саги о Вёльсунгах» и «Дома Вольфингов», а еще через несколько лет стал профессором в Оксфорде и видным специалистом по англо-саксонскому языку.
С учетом обширных лингвистических исследований и общего интереса ко всем предметам, имеющим отношение к традиции Кольца и легендам о короле Артуре, не удивительно, что в 1950 году Толкиен завершил работу над монументальной трилогией «Властелин Колец». Точно так же не удивительно, что эта захватывающая книга приобрела огромную популярность и стала самой продаваемой в XX веке, соперничая по общему тиражу даже с Библией. Однако вызывает изумление тот факт, что, несмотря на личные записи Толкиена и свидетельства его друзей и коллег, некоторые плохо осведомленные или завистливые комментаторы осмеливаются утверждать, будто Толкиен сочинил обычную длинную сказку для детей и не обладал особым знанием исторического материала и первоисточников. На самом деле немногие обладали столь глубокой эрудицией и ревностным энтузиазмом, но даже из тех, кто мог бы сравниться с ним глубиной своих познаний, никто не в силах был создать столь мощное и масштабное литературное произведение.
Достойно сожаления и то обстоятельство, что книги Толкиена часто можно видеть на полках книжных магазинов рядом с низкопробным чтивом, выдаваемым за детскую литературу. В действительности «Властелин Колец» представляет собой современную интерпретацию величайшей мифологической традиции и может по праву занимать место рядом с классикой жанра, от Гомера до Мэллори. Дж. Р. Р. Толкиен создавал свои произведения сравнительно недавно, но классическая мифология относится к непреходящим и неустаревающим вещам. То, что они не являются полностью оригинальными, отнюдь не уменьшает, а напротив, увеличивает их ценность, поскольку они основаны на древней, благородной и незаслуженно забытой традиции. Сохра нение этой традиции для будущих поколений, пусть даже на современно’! рынке, дает надежду на ее возрождение.
За последние сорок лет более 50000000 людей приобрели трилогию «Властелин Колец», тогда как «Сага о Сигурде Вёльсунге» в переводе Уильяма Морриса переиздается в течение более 120 лет, а опера Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов» по-прежнему собирает полные залы. Благодаря совместным усилиям этих современных авторов, глубокая мудрость и моральный кодекс древних властителей продолжают существовать, и если всему этому суждено исчезнуть, то это будет поистине горький день для всего человечества.