Святая Терра

0

Наследие Толкиена

Непреходящее наследие Толкиена

Лоренс Гарднер «Царства властителей колец»

При изучении «Саги о Вёльсунгах», «Песни о Нибелунгах» и даже преда­ния о кольце Карла Великого становит­ся ясно, что все эти старинные истории имеют общие корни, уходящие во вре­мена древней Скифии и Месопотамии, когда Ану владел Кольцом власти и божественного правосудия. Не менее очевидно, что различные аспекты этой традиции нашли свой путь в средневе­ковые легенды о короле Артуре, впос­ледствии объединенные Томасом Мэл­лори в цикл под названием «Смерть Артура». Затем, спустя несколько сто­летий, появился композитор Рихард Вагнер, возродивший наследие «Песни о Нибелунгах», а поэт и переводчик Уильям Моррис сделал то же самое с «Сагой о Вёльсунгах». Вскоре после этого молодой Дж. Р. Р. Толкиен полу­чил от матери экземпляр «Красной книги сказок» Эндрю Лэнга, где содер­жалась «лучшая история, которую он когда-либо читал» — история о Сигурде Вёльсинге (см. Carpenter, Humphrey, J. R. R. Tolkien, ch. 2, p. 30). «Прочитав ее, я проникся глубокой любовью к драконам и часто мечтал о них», — го­ворил он много лет спустя.

Впоследствии, когда Толкиен зани­мался в колледже лексическими особен­ностями среднеанглийского языка, его внимание было привлечено к артуровс- кой легенде «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь» и другим родственным исто­риям. В возрасте двадцати двух лет он приобрел полное издание эпической «Саги о Вёльсунгах» и «Дома Вольфингов», а еще через несколько лет стал профессором в Оксфорде и вид­ным специалистом по англо-саксонско­му языку.

С учетом обширных лингвистичес­ких исследований и общего интереса ко всем предметам, имеющим отношение к традиции Кольца и легендам о короле Артуре, не удивительно, что в 1950 году Толкиен завершил работу над мону­ментальной трилогией «Властелин Ко­лец». Точно так же не удивительно, что эта захватывающая книга приобрела огромную популярность и стала самой продаваемой в XX веке, соперничая по общему тиражу даже с Библией. Одна­ко вызывает изумление тот факт, что, несмотря на личные записи Толкиена и свидетельства его друзей и коллег, не­которые плохо осведомленные или за­вистливые комментаторы осмеливают­ся утверждать, будто Толкиен сочинил обычную длинную сказку для детей и не обладал особым знанием истори­ческого материала и первоисточников. На самом деле немногие обладали столь глубокой эрудицией и ревност­ным энтузиазмом, но даже из тех, кто мог бы сравниться с ним глубиной сво­их познаний, никто не в силах был со­здать столь мощное и масштабное ли­тературное произведение.

Достойно сожаления и то обстоя­тельство, что книги Толкиена часто можно видеть на полках книжных ма­газинов рядом с низкопробным чтивом, выдаваемым за детскую литературу. В действительности «Властелин Колец» представляет собой современную интер­претацию величайшей мифологической традиции и может по праву занимать место рядом с классикой жанра, от Го­мера до Мэллори. Дж. Р. Р. Толкиен со­здавал свои произведения сравнитель­но недавно, но классическая мифоло­гия относится к непреходящим и неус­таревающим вещам. То, что они не яв­ляются полностью оригинальными, от­нюдь не уменьшает, а напротив, увели­чивает их ценность, поскольку они ос­нованы на древней, благородной и не­заслуженно забытой традиции. Сохра нение этой традиции для будущих по­колений, пусть даже на современно’! рынке, дает надежду на ее возрожде­ние.

За последние сорок лет более 50000000 людей приобрели трилогию «Властелин Колец», тогда как «Сага о Сигурде Вёльсунге» в переводе Уилья­ма Морриса переиздается в течение бо­лее 120 лет, а опера Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов» по-прежнему со­бирает полные залы. Благодаря совмес­тным усилиям этих современных авто­ров, глубокая мудрость и моральный кодекс древних властителей продолжа­ют существовать, и если всему этому суждено исчезнуть, то это будет поисти­не горький день для всего человечества.